Новости

«Бояться в любом случае не надо»: ЛГБТК+ активисты о новом законе против «пропаганды»

21 Октября 2022

Эта неделя выдалась для ЛГБТК+ сообщества сложной и очень тревожной — в Госдуме снова рассматривался законопроект о «пропаганде» для всех, в который чиновники успели впихнуть не только педофилию, но и свинку Пеппу (как бы это странно не звучало) вместе с квир-литературой и играми.

Мы поговорили с экспертами о том, что они думают по этому поводу.


 

 Ярослав Распутин, гей-блогер, создатель телеграм-канала «Дневник пидара-провинциала»

3.png

 
Законопроект психологический и направлен на самоцензуру, а ещё на моральную поддержку гомофобов. Он работает в этом качестве буквально со дня анонсирования, ещё летом. При том что формально никаких изменений ещё не было.

Сейчас это ещё не закон, и даже тот текст, который выложен, не окончательный. Поэтому читать его и пугаться — это только играть на руку гомофобам, разгоняющим моральную панику. Гадать, как будет юридически закон работать, сейчас бессмысленно. В нём всё равно размытые формулировки.

Мы понимаем, что закон примут, слишком много людей в это уже вписались. Пока что на окончательный текст можно повлиять: пишите письма депутатам по инструкциям, которые подготовили БФ «СФЕРА» и «ДЕЛО.ЛГБТ». Писать можно всем, кроме самых ярых сторонников закона: Хинштейна, Останиной, Володина, Толстого, Яровой.

Морально советую готовиться, что закон примут. Но помните: закон 2013 года работал только за счёт нашего страха, и этот делает ровно такой же расчет. Наша задача сейчас — держаться друг за друга, развивать сообщества, поддерживать друг друга, это гораздо сильнее любых репрессивных законов. Если в вашем городе есть ЛГБТ-организация — приходите в неё, есть возможность — жертвуйте деньги. Подпишитесь на федеральные организации в соцсетях.

Заботьтесь о своей цифровой безопасности: мы уходим в подполье, будем партизанить. Государство считает нас проблемой и хочет спрятать. Но скрытые от глаз проблемы — самые опасные. Вместе мы выстоим. По-одиночке — не сможем.

 

Дмитрий Толкачев, квир-политолог

4.png
 
Подготовка закона началась после поста в телеграме спикера Володина. Учитывая большую активность альт-райтов и накрутки голосов — был получен нужный результат и имитация запроса «снизу». Большинство россиян эта тема не волнует, хоть и согласно опросам россияне беспокоятся увеличению репрезентации ЛГБТ в современной культуре. Для молодого поколения эта тема не является важной. Как авторы закона, так и аудитория закона — люди возрастные, которые не понимают, почему гомосексуальность является «нормой». Здесь строится логическая цепочка: стало больше видимости, а значит нужно заставить молчать. Перед сентябрьскими выборами был опубликован законопроект Останиной, позже появился проект Хинштейна уже в новую сессию Госдумы. На этой неделе прошло официальное обсуждение, куда были приглашены представители консервативного подхода к регулированию гомосексуальности.

Как мы увидели, они опираются на фейки, совершенно не понимают предмет регулирования. Первый и главный закон государственной политики: если вы не понимаете, что вы регулируете, то вы с этим не справитесь. Особенно в сфере моральной политики. Так например, запрещается «пропаганда смены пола». Ни одного психиатра, ни Минздрав об этом не спросили. Статья о «пропаганде педофилии» вообще коррупциогенна по своей сути — не получится ли так, что вместо уголовного дела педофил за взятку получит административку о пропаганде? Куда смотрит госпожа Мизулина-старшая? (В 2013 году же тоже эта тема обсуждалась и пропала).

Вчера был опубликован вариант законопроекта, который должен будет пройти 3 слушания. Закон будет принят. Скорее всего с текущими формулировками. Что это изменит для сообщества? Скорее всего ничего — сейчас гораздо больше других тем, волнующих общество. Поэтому этот вариант закона не первый приоритет для обсуждения.

Проблема этого закона, как и предыдущего — он будет использоваться точечно. Мы не увидим большого числа случаев его применения, но они скорее всего если и будут, то не громкими. Уже некого особо по ним привлекать — гражданское общество с марта и так еле дышит. Если представители книгоиздательства и кино смогут повлиять на правки — то только по своей части. По сути они просто получат потерю доходов и рост черного рынка контента (проще же найти фильм или книгу в интернете без цензуры).

Что касается поправок в административный кодекс — то это просто добавление новых терминов, которые открывают широкий спектр интерпретации. Здесь хорошо бы требовать позиции Минздрава и психиатрического сообщества.

 

Игорь Кочетков, правозащитник

2.png

 
Пока еще никто ничего не принял. Вчера в Госдуму внесен пакет из двух законопроектов о «запрете пропаганды нетрадиционных отношений». Его рассмотрение отложено на ноябрь. До 4 ноября принимаются отзывы и предложения. Содержание проектов я проанализировал здесь.

Бояться в любом случае не надо. Есть и другие варианты. Самым конструктивным способом реагирования сейчас будет направление индивидуальных и/или коллективных обращений в Думу с выражением несогласия с предложенными проектами. Писать можно, например, председателю Комитета по госстроительству и законодательству, Павлу Крашенинникову. В обращении сообщите, что вы против внесенных законопроектов № 217472–8 и № 217471–8, а также объясните, почему считаете неприемлемым само существование в законодательстве таких понятий как «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений» и как такие законы нарушают ваши права. Пишите в свободной форме, как думаете и чувствуете. Также можно воспользоваться образцом отсюда. Там же можно найти инструкцию по отправке письма.
 

Возврат к списку