Новости

«Двое людей одного пола идут за руки — это не пропаганда»: как развивались российские квирфобные законы

29 Сентября 2022

Летом 2022 года в России появилось три новых законопроекта о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» не только для детей, но и для всех, кто старше 18 лет. На фоне нового витка репрессий вспоминаем историю узаконенных нарушений прав ЛГБТК+ людей от СССР до наших дней.

 

Советский Союз: от трех до пяти за «мужеложество»

 
В Советском союзе существовало уголовное наказание за гомосексуальные отношения между мужчинами — ст. 154, которая после реформы Уголовного кодекса в 1960 году получила номер 121. Печально известную 121 статью УК РСФСР приняли 1 апреля 1934 года в разделе «половые преступления». За «добровольный» половой акт между двумя мужчинами давали от трех до пяти лет лагерей, а за «мужеложство» с применением насилия — от пяти до восьми.

С момента введения статьи уголовное преследование геев стало систематическим. Поскольку статья не затрагивала лесбийские отношения, с гомосексуальными женщинами «проблему» решали иначе, отправляя их на принудительное медикаментозное и психиатрическое «лечение».

Судили за «мужеложество» в основном по доносам от соседей и коллег. Милиция реагировала не на все заявления, предпочитая собирать информацию о людях для последующего шантажа — так мужчин заставляли становиться информаторами о других. Статью использовали и против «идеологических врагов». Так по политическим мотивам осудили режиссера Сергея Параджанова и ленинградского историка Льва Клейна. Параджанова приговорили по нескольким статьям к пяти годам заключения в лагере. Благодаря широкой огласке дела режиссер вышел на свободу за год до конца срока. Лев Клейн был осужден на три года (позже срок сократили до полутора), провел это время в тюрьме и был лишен всех ученых степеней и званий.

За 60 лет существования статьи осудили около 60 тысяч человек. Отменили ее только в 1993 году, когда Россия готовилась к вступлению в Совет Европы. Освободили заключенных не сразу: из-за большого количества принятых поправок, эту законодатели не заметили. Потребовалось участие активистов, чтобы незаконно осужденных людей наконец освободили.

 

Первые ласточки: 2006 — 2012 годы

 
Рязанская область

В «нулевых» правительства некоторых областей России впервые приняли законы, якобы защищающие детей от «пропаганды гомосексулизма». Первой стала дума Рязанской области, приняв 24 мая 2006 года закон о «Защите нравственности и здоровья детей». В нем запрещались «публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма (мужеложества и лесбиянства)». В этом законе не были прописаны наказания за нарушения, поэтому в местный закон об административных правонарушениях внесли поправки о штрафах за «пропаганду».

В марте 2009 года ЛГБТ-активисты провели в Рязани акцию против «гомофобии и дискриминационного запрета» пропаганды гомосексуализма. Местные власти не дали разрешение на проведение пикета и шествие в городе, сославшись на недавно принятый закон. Но участники акции все равно вышли на улицы города с плакатами «Гомосексуальность — это нормально» и «Я горжусь своей гомосексуальностью. Спроси меня об этом». Активистов Николая Баева и Ирину Фет задержала милиция, их обвинили по административной статье о пропаганде и назначили штрафы в размере 1500 рублей каждому. Так заработал первый закон о «Защите нравственности и здоровья детей».

В том же 2009 году в Госдуму внесли законопроект об уголовной ответственности за «пропаганду гомосексуализма», но не приняли: «за» проголосовало всего 90 депутатов при минимально необходимых 226.


 
Архангельская область

Архангельские депутаты приняли дополнение в аналогичный закон «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей» 28 сентября 2011 года. Его сопроводили поправками в местный закон об административной ответственности.

Инициатор проекта депутат Александр Дятлов так рассказывал об идее разработки нового закона: «Это связано с тем, что у нас в городе ведет активную пропагандистскую деятельность одна из трех крупных организаций секс-меньшинств. Одна действует в Санкт-Петербурге, вторая — в Мурманске, и вот третья в конце 2010 года появилась в Архангельске под названием „Ракурс“. Хоть они и представляют себя бедными и несчастными, но, в общем-то, их деятельность нацелена на получение денег из зарубежных фондов на пропаганду своей ориентации». Риторика представителей власти с тех пор изменилась мало.

11 января 2012 года члены оргкомитета московского ЛГБТ-прайда Алексей Киселев, Николай Алексеев и Кирилл Непомнящий провели публичную акцию. В тот раз Архангельский закон «против пропаганды» применили впервые. Активисты вышли к детской библиотеке с одиночными пикетами. Плакаты напоминали о том, что отсутствие информации о гомосексуальности часто становится причиной самоубийств подростков-геев и что гососексуальность — не болезнь. В отношении активистов составили протоколы об административном правонарушении и назначили штрафы по 2 тысячи рублей каждому.

 
Костромская область

В том же 2011 году, 27 декабря, костромские депутаты внесли поправки в закон «О гарантиях прав ребёнка» и местный Кодекс об административных правонарушениях. Эти законотворцы оказались более осведомленными, и штрафовать стали не только за «пропаганду гомосексуализма», но и «бисексуализма и трансгендерности».

Против принятия закона протестовала группа ЛГБТ-активистов. Они встали в пикеты у здания Костромской областной Думы, но были разогнаны костромской полицией, а их участники задержаны. Удивительно, но свежую статью о пропаганде к ним не применили.

«Многих детей, подростков, девушек и юношей из-за сложившихся в обществе стереотипов не принимают в их собственных семьях, выгоняют из дома, лишают родительской поддержки. Их бьют в школе, на улицах, в общественных местах. Все это — следствие высокого уровня гомофобии в нашей стране», — из открытого письма «Родительского клуба» «Выхода» депутатам Костромской Областной Думы.

Куда идти молодому человеку, лишившемуся любви и поддержки близких и осознающему, что если он не хочет быть так же изгнанным с работы, отверженным друзьями и знакомыми, то ему придется скрывать свою сущность и таиться. К сожалению, очень часто это заканчивается трагедией.

 
Санкт-Петербург

Петербургские единороссы в Законодательном собрании решили не плодить нормативно-правовые акты, и 29 февраля 2012 года сразу внесли поправки в местный закон об административных нарушениях. Примечательно, что закон поддержали все депутаты от «Единой России» и полностью проигнорировала большая часть других фракций: многие даже не стали голосовать.

Этот закон стал первым, получившим широкую огласку как в стране, так и за рубежом. Активист_ки «Выхода» и других инициативных групп организовывали уличные акции и вставали в пикеты. Законопроект осудили Amnesty International, Государственный департамент США, МИД Великобритании и Франции и Торбьен Ягланд, тогда Генеральный секретарь Совета Европы.


После принятия закона против него высказались правозащитники, блогеры и даже политики. Лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский раскритиковал размытое определение пропаганды в законе и отсутствие у него научного обоснования.

«К сожалению, мнение ведущих российских психологов, психиатров и педагогов не было услышано. Законопроект не имеет под собой никакой научной базы и основан на предрассудках и ложных представлениях. Он противоречит федеральному законодательству, а также ратифицированным нашей страной международным документам о правах человека. Более того, он ограничивает право на информацию», — говорил Явлинский в марте 2012 года.

Первым оштрафованным (на 5 тысяч рублей) по новой статье местного административного кодекса стал Николай Алексеев. Его задержали 12 апреля 2012 года у здания петербургской администрации с плакатом «Гомосексуализм — не извращение. Извращение — это хоккей на траве и балет на льду». В последующие три месяца за «пропаганду гомосексуализма» были оштрафованы более 70 человек, по информации от начальника ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области.

В апреле 2012 «Выход» обжаловал закон в суде. Городской суд Санкт-Петербурга жалобу отклонил, Верховный суд РФ согласился с городским.

 

По наклонной

 
В июне 2012 года законы о запрете пропаганды среди несовершеннолетних принимают по всей России: 5 июня это сделала Дума Магаданской области, через два дня закон приняли в Заксобрании Новосибирской области, 20 июня — в Краснодарском крае, а 26 июня к печальному тренду присоединились депутаты Самарской Губернской Думы.

До конца года аналогичные законы приняли в Башкирии и Владимирской области, а в начале 2013 список пополнили Иркутск и Калининград.

 

На всю Россию

 
Инициатива Новосибирской области

Региональные законопроекты не прошли мимо Государственной Думы. Первой о вынесении аналогичного закона на федеральный, всероссийский уровень заговорила Валентина Матвиенко еще в ноябре 2011 года. А 28 марта 2012 года Законодательное собрание Новосибирской области внесло в Госдуму законопроект. Депутаты предложили ввести в Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП) статью 6.21 о «пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних».

Сначала Правовое управление Госдумы дало отрицательное заключение на законопроект: в российском законодательстве нет правового определения «гомосексуализма». Но в дело вмешалась Елена Мизулина и возглавляемый ею Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Комитет вынес положительное заключение и рекомендовал принять закон в первом чтении.

Тогда же впервые Верховный Суд РФ дал определение пропаганды, которая «предполагает активные публичные действия с указанными выше целями, связанные с формированием привлекательного образа нетрадиционной сексуальной ориентации, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений». Позже эти формулировки лягут в основу новой статьи КоАП.

В активистком сообществе развернулся всероссийский протест против дискриминационного закона. 19 декабря 2012 года перед входом в Госдуму активистка и журналистка Елена Костюченко провела акцию «День поцелуев». Закончилась она стычками со сторонниками законопроекта и задержаниями. Аналогичные акции прошли также в других городах России, а в интернете запустили флешмоб «Я человек, а не пропаганда».

VKO1rQuoYUw.jpg
Одна из фотографий флешмоба 

В январе 2013 года в первом чтении законопроект рассмотрели и приняли, но не единогласно. Так, фракция ЛДПР почти в полном составе не принимала участия в голосовании. Владимир Жириновский потребовал отклонить этот законопроект, но не из-за заботы о гомосексуалах. «Это не закон, а провокация. Если мы его примем, журналисты постоянно будут рассказывать про пропаганду гомосексуализма, еще хуже получится», — заявил политик.

 
Окончательная версия

В июне 2013 года текст законопроекта доработали. Вместо «гомосексуализма» появились более обтекаемые «нетрадиционные сексуальные отношения», чтобы, по словам Мизулиной, «лишний раз не пропагандировать гомосексуализм».

«При доработке закона мы четко выбрали такие формулировки, что, например, если показан быт человека нетрадиционной ориентации, то это не есть пропаганда, она не направлена на формирование у детей каких-то установок, это просто информация. Новостные сюжеты — тоже просто информация, а не пропаганда. Если двое людей одного пола идут за руки — это тоже не пропаганда. И если ребенок ищет какую-то информацию сам, если ему это нужно, это тоже никакая не пропаганда, потому что нет целенаправленного формирования установок у детей», — рассказывала тогда Елена Мизулина.

11 июня 2013 года сразу во втором и в третьем, окончательном, чтениях Государственная дума приняла закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Вместе с новой административной статьей изменения внесли в пару законов, защищающих права детей. Ни один депутат не проголосовал против его принятия, один воздержался.

Как региональные статьи за «пропаганду» до этого, так и федеральный КоАП РФ предусматривает штраф за нарушение закона. Отличаются лишь суммы. Для обычных граждан — от 4 до 5 тысяч, должностные лица должны будут заплатить от 40 до 500 тысяч рублей, для юридических лиц сумма и вовсе космическая — от 800 тысяч до 1 миллиона, либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. Также предусмотрели и особые обстоятельства, в связи с которыми штрафы могут быть увеличены. Например, если пропаганда была совершена с помощью СМИ.

 

Практика правоприменения

 
По прямому назначению новая статья использовалась крайне редко. В абсолютном большинстве случаев применение ее было направлено на исключение ЛГБТК+ людей из общественного пространства в положительном или нейтральном контексте.

Так Роскомнадзор заблокировал сотни ЛГБТК+ сайтов и пабликов на основании статьи 6.21 КоАП РФ и связанной с ней статьи Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Пример такой блокировки — дело «ПарнейПЛЮС», чей сайт заблокировали в 2018 году по решению Бурлинского районного суда Алтайского края. Адвокат «Выхода» Дмитрий Бартенев включился в это дело, и после этого суд остановил производство

Дизайн без названия.png
История о борьбе за сайт «ПарниПЛЮС»
Блокировке подвергаются не только новостные ресурсы и сайты правозащитных организаций, но и паблики в социальных сетях, где общаются ЛГБТК+ люди. Так в августе 2022 года из-за «пропаганды нетрадиционных отношений» «ВКонтакте» заблокировал две аниме-группы. Блокировка произошла из-за отсутствия пометки «18+" и проверки на возраст при вступлении.

Наибольший резонанс получило дело Юлии Цветковой: суд дважды штрафовал актвистку на 50 и 75 тысяч рублей по статье о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Наказание назначили за публикации рисунков в пабликах «ВКонтакте».

Однако сегодня маркировка «18+" не гарантирует отсутствие претензий от правоохранительных органов. Так в 2021 году Роскомнадзор заблокировал сайт международного квир-кинофестиваля «Бок о Бок». Несмотря на очевидную необоснованность блокировки, она стала поводом для исключения кинофестиваля из программы Министерства культуры. Это сделало невозможным дальнейшее существование фестиваля: теперь ему необходимо получать прокатные удостоверения на каждый показ фильма.

В 2018 году в Петербурге полиция сорвала показ документального спектакля об ЛГБТК+. По инфорации Юридической службы «Выхода», причиной стало присутствие несовершеннолетней девушки, пришедшей в театр вместе с матерью. А последние пять лет сотрудники полиции регулярно проверяют на предмет «пропаганды» международный фестиваль «Квирфест», который проводит «Выход».

«Защитой от пропаганды» оправдывают даже уличное насилие и нападения на ЛГБТК+ людей. В 2021 году молодые люди, одетые в женскую одежду, снимали TikTok во дворе своего дома. К ним подошли двое мужчин, один из них напал на блогера и избил его, обвинив в пропаганде «нетрадиционных сексуальных отношений». После обращения пострадавшего в полицию сотрудники правоохранительных органов сообщили, что нападавший написал на него заявление по статье 6.21 КоАП РФ, а также о совершении им развратных действий, сопровождавшихся съемкой. Испугавшись последствий, потерпевший отказался от заявления.

17258239_1006.jpg
Фото: Кирилл Кудрявцев

 

Новые законопроекты против ЛГБТК+

 
На протяжении 9 лет огромное количество людей подвергаются незаконным наказаниям. Судебные дела по надуманным поводам, вынужденные ликвидации правозащитных организаций из-за неподъемных штрафов, сутки арестов за митинги против несправедливого закона, срывы мероприятий, запрещение к распространению информационных, учебных и художественных произведений. До последнего года, согласно информационным порталам судов РФ, по ст. 6.21 КоАП РФ ежегодно привлекалось около двадцати человек.

Попытки принятия еще более квирфобных законов продолжаются. В 2020 году были приняты поправки к Конституции, определяющие брак как «союз мужчины и женщины». В том же году в Госдуму внесли законопроект, который предлагал запретить людям одного пола становиться опекунами, если их брак официально был зарегистрирован в стране, разрешающий однополые браки. Законопроект не одобрили из-за сильного сопротивления общества.

В 2022 году в Госдуму поступило три законопроекта, предлагающие установить полный запрет на пропаганду «нетрадиционных ценностей», а по факту — запрет на право говорить, любить и жить свободно. Важно, что все они подразумевают запрет «пропаганды» не только для детей, но и для всех совершеннолетних людей. Это значит, в теории, что любая информация об ЛГБТК+ становится вне закона. Обратите внимание на изменение государственной риторики: теперь ЛГБТК+ люди не только вредят детской нравственности, но выступают опасностью едва ли не национального уровня, разрушая семейные традиции и угрожая экономическому развитию.

Первый проект закона, разработанный депутатами Севастополя, завернули и в Госдуме решили не рассматривать. Второй был внесен группой депутатов Госдумы и ориентировался в первую очередь на ограничения для сферы СМИ и кино. Сейчас он тоже поставлен на паузу. Третий законопроект создал депутат Александр Хинштейн, предложив штрафовать простых граждан на 400 тысяч рублей и сравнив гомосексуальность с педофилией. Этот проект продвинулся дальше всех, получив 26 сентября положительный отзыв от Правительства. Теперь он в пути на рассмотрение в Госдуму.

 
«Выход» следит за законодательными новостями в сфере прав ЛГБТК+ и отстаивает справедливость и равные права для всех. Будем держать вас в курсе развития ситуации с новыми законопроектами.

Если вам или вашей организации нужна консультация юриста по правам ЛГБТК+, заполните форму на сайте.

Фото обложки: Reuters
 

Возврат к списку