ЕСПЧ вынес положительное решение по жалобе «Выхода» о том, что закон об иностранных агентах нарушает права человека
14 Июня 2022
В 2015 году ЛГБТК+ группа «Выход» подала жалобу в Европейский суд по правам человека по факту проверки прокуратуры Центрального района
Санкт-Петербурга. В октябре 2013 года прокуратура провела проверку деятельности организации и установила, что «Выход» совершал следующие действия: проведение кампании против признания административным правонарушением «пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних»; публикация руководств по борьбе с дискриминацией ЛГБТК+; проведение акции протеста против политиков, не поддерживающих такие ценности, как любовь, семья и человеческое достоинство.
Эти действия были признаны «политической деятельностью». На основании этого в 2015 году некоммерческую организацию «Выход» признали иноагентом.
Тема иска 2015 года «Выхода» в ЕСПЧ — российский закон об иноагентах нарушает Конвенцию о защите прав человека и основных свобод: свобода выражения мнений (ст. 10), свобода собраний и объединений (ст. 11) и пределы использования ограничений в отношении прав (ст. 18).
Жалоба «Выхода» была объединена с еще 73 жалобами организаций и физических лиц.
14 июня 2022 «Выход» и другие российские НКО получили решение ЕСПЧ: закон об иностранных агентах и его применение противоречат Европейской Конвенции о правах человека, а применение понятия «иностранный агент» признано необоснованным. Ограничения и обязанности установленные данным законом, а также его применение нарушает права «Выхода», а значит и всего сообщества, закрепленные Конвенцией.
«Выходу» присуждена денежная компенсация в размере 10 000 евро плюс 2000 евро на судебные издержки. Однако закон от
11.06.2022 № 183 ФЗ предусматривает, что постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в РФ.
Поэтому вопрос получения компенсации остается открытым.
Решение станет окончательным через 3 месяца, если стороны не обжалуют его в Большую палату. Все окончательные решения ЕСПЧ обязательны для
государств-ответчиков, у них нет права выбирать, какие исполнять, а какие — нет.
