Новости

Квир — это новый экстремизм

22 Марта 2023

В 2022 году в России завели беспрецедентное количество дел по антиэкстремистким законам. Однако судят по ним не террористов, опасных для общества, а политических активистов, феминисток и ЛГБТ-организации. Об этом мониторинг дискриминации «Выхода» рассказал в недавнем докладе для Специального докладчика по вопросам поощрения и защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом (ООН).  

Как используют законы против экстремизма

Российское антиэкстремистское законодательство написано размыто, что позволяет признавать опасными любые неудобные для государства действия. Используя этот репрессивный инструмент, власть цензурирует и контролирует несогласных.

Согласно докладу информационно-политического центра «Сова», в прошлом году суды вынесли 119 неправомерных приговоров по статьям об экстремизме. По абсурдной статье о дискредитации армии привлекли 5,5 тыс. человек. Еще 65 россиян были привлечены по статье о возбуждении ненависти и 22 — по статьям о неуважении к государству и обществу. Большинство случаев — это критика властей и правоохранительных органов в интернете.

 

Как преследуют квир- и фемактивист_ок

После того, как в Конституции закрепили понятие брака как союза между мужчиной и женщиной, стало проще подгонять феминистскую и ЛГБТ-активистскую работу под практики, которые подрывают основы российской государственности и несут в себе террористическую угрозу.

«Всевозможные вот эти ЛГБТ-идеологию, радикальный феминизм <…> — их, конечно, надо признавать хотя бы экстремизмом, экстремистской идеологией для того, чтобы развязать руки нашим правоприменителям», — говорил в сентябре 2021 года Андрей Цыганов, председатель Комиссии Роскомнадзора по защите детей от деструктивного и опасного контента.

В феврале 2022 года Минюст подал иск против фонда «Сфера», защищающего права ЛГБТК+ людей. Причиной иска стала работа фонда, направленная «на изменение нравственных устоев страны», что противоречит новой Конституции, которая закрепляет «традиционные семейные ценности». В апреле суд Санкт-Петербурга ликвидировал фонд.

После начала российской войны в Украине фигурантами уголовных дел о «телефонном терроризме» стали десятки человек из разных городов России. Среди них были и фем-активистки, известные своей антивоенной позицией: Лёля Нордик, Паладдя Башурова и Белла Рапопорт.

Помимо антиэкстремистского законодательства, в российских законах существует понятие «нежелательный организации». С 2015 года оно применяется к некоммерческим организациям и СМИ, деятельность которых, по мнению российских властей, угрожает основам конституционного строя и безопасности страны

Прямо сейчас в отношении директора «Выхода» Александра Воронова ведется прокурорская проверка о сотрудничестве с нежелательной организацией. По мнению властей, особую опасность для страны несет брошюра об ЛГБТК+ родителях, изданная «Выходом» в 2012 году с упоминанием фонда Генриха Белля (признан в России нежелательной организацией в 2022 году).

 

Мониторинг дискриминации «Выхода» собирает факты и изучает реальное положение квир-людей в России. Внесите свой вклад в наше исследование: расскажите о том, как столкнулись с насилием или дискриминацией из-за своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности.

lgbt-community-rally-in-russia-reuters_650x400_41442208541.jpg
ЛГБТ-акция в Москве, 30 мая 2015 г.
 

Возврат к списку