Транс*эмиграция: Россия — Армения — Франция
21 Ноября 2022
Трансгендерная женщина Аделина переехала в Армению в марте этого года после того, как в России из-за участия в антивоенных акциях ее начала преследовать полиция. В октябре девушка получила национальную визу Франции и сейчас планирует переезд в Европу. Рассказываем, что ждет трансгендерных людей при переезде в Армению и есть ли шансы получить национальную визу у других активист_ок.
Переезд и жизнь в Армении
«Здесь очень приятные, отзывчивые люди, всегда помогут, ответят. Есть исключения: например, если ты выглядишь неконформно, твоя внешность бросается в глаза, окружающие этого не одобрят», — говорит Аделина о Ереване, столице Армении.
Как въехать в страну и как остаться
Россияне могут попасть в Армению по внутреннему паспорту: загранпаспорт и виза не нужны. Оставаться можно до 180 дней, потом выехать в любую страну и вернуться обратно. Три года жизни в Армении дают возможность получения гражданства. Чтобы получить вид на жительство, нужно заключить трудовой договор с работодателем и/или купить недвижимость.
Уровень трансфобии в стране
Высок. Это мононациональная и достаточно консервативная страна, хотя Ереван прогрессивнее других городов. Есть вероятность встретиться с физическим насилием на улице, распространена трансфобия в сферах медицинской помощи и образования. Выглядеть не цисгетеро-нормативно (в первую очередь это касается транс-женщин) здесь так же опасно, как в России. Отсутствие уверенного пасса (то есть вас не принимают в соответствии с вашей гендерной идентичностью) тоже может быть опасным.
«Мне пришлось остричь волосы и обрезать ногти (срезала нарощенные ножом!), чтобы выглядеть маскулинно, — рассказывает Аделина. — В селе Арарат проезжающий на велосипеде мужчина ткнул в меня пальцем. Много машин сигналили мне вслед. Одна машина остановилась, благо, я была не одна. Ребята в машине вели себя напряженно, явно хотели применить ко мне физическое насилие. Координатор моего шелтера подошел к ним, смог урегулировать ситуацию. После этого мы быстро уехали».
Другой случай произошел с Аделина возле шелтера. «Один мужчина любил сидеть недалеко от входа на лавочке. Однажды я подошла, и он стал кричать мне: „Э, слышь, ******, иди сюда“. Мне пришлось пройти мимо него, чтобы зайти в шелтер. Он кинул в меня шелухой семечек, сказал, чтобы я здесь не ходила. Я обращалась к юристке местной правозащитной организации. Она сказала, что мы можем написать заявление, но меня скорее всего будут дергать по любому поводу, чтобы получить дополнительные пояснения. С учетом того, что я перебралась из Еревана, каждый раз ездить 2,5 часа только в одну сторону меня не прельщало. Мы решили отложить этот вопрос».
Доступность врачей и гормонов
Уровень трансфобии в медицинской среде высок, у транс-людей возникают проблемы при обращении к доктор_кам. Гормональных препаратов в открытом доступе нет, но их можно заказывать: есть аптечные сети и отдельные аптеки, в которых можно сделать заказ на интересующие препараты.
Очень мало эндокринолог_инь, специализирующихся на работе с транс-людьми, поэтому многие организуют себе гормонотерапию самостоятельно. Операции делаются втайне, поскольку нет соответствующего законодательства и хирург_инь. Операции делаются по взаимной договоренности между пациент_кой, приглашенн_ой доктор_кой и клиникой. Пациент_ки подписывают документы, что они принимают на себя полную ответственность за риски при операции.
Вся медицина для нерезидентов платная.
Доступность процедуры перехода
В Армении нет законодательства, которое регулирует трансгендерный переход и официально не прописаны пути доступа к гормонотерапии и хирургическим операциям. Есть возможность поменять имя в документов без медицинского перехода.
ЛГБТК+ и другие помогающие организации в стране
Pink Armenia и
Right Side.
Получение национальной визы Франции
Летом Аделина узнала о возможности получить национальную визу Франции и самостоятельно обратилась в посольство в Ереване в этим вопросом. В октябре при поддержке некоммерческой организации во Франции девушка получила визу, которая дает право на въезд и подачу заявления на убежище в стране. Аделина рассказала, как устроен процесс получения такой визы и какие документы ей понадобились.
Доказательства дискриминации
В первую очередь потребовалось собрать кейс для получения статуса беженца. В него Аделина включила документы о задержании, видео с домашнего обыска, предостережения полиция, повестки в суд и ссылки на ОВД.Инфо. Дополнительно девушка рассказала о случаях трансфобии в Армении.
«Кроме этого я приложила справку от психиатра из психологической клиники, в которой я обследовалась еще в России. Там была информация о диагнозе (ПТСР и „транссексуализм“) и рекомендации врача. Еще понадобилось письмо от Т-Действия, подтверждающее мое волонтерство и активизм», — рассказала Аделина.
Документы на визу
Аделина получала визу через посольство Франции в Ереване. Ее попросили принести загранпаспорт, две копии анкеты на визу, два фото и письмо от принимающей организации во Франции. Имейте в виду, что набор документов может отличаться от страны к стране.
Процесс получения
Весь процесс занял около четырех месяцев, большую часть их составило молчаливое ожидание. Все это Аделина описала в деталях:
«Первое письмо в посольство я написала 23 июня. В нем был просто вопрос о возможности получить визу. Я объяснила свою ситуацию, рассказала, что я трансгендерная женщина, политическая активистка, которая хотела бы получить гуманитарную визу. Прямого ответа на мой вопрос не дали, только попросили прислать доказательства.
В середине июля я отправила собранный кейс и в ответ получила таблицу для заполнения. В ней были формальные вопросы о моих паспортных данных, информация о родственниках. После отправки таблицы мне обещали дать ответ в течение месяца, а потом посольство надолго замолчало.
Я знаю, что отказы в посольствах обычно молчаливые, и уже начала мириться с неудачей. Но внезапно в октябре мне пришло письмо с вопросом: „В Ереване ли вы еще и нужна ли вам еще виза?“. Меня пригласили с документами на подачу на следующий же день к 9 утра».
«История Аделины — уникальный случай, в первую очередь потому что девушка сама обратилась в посольство, — рассказала „Выходу“ сотрудница французской некоммерческой организации, помогающей ЛГБТК+ беженцам. — Обычный протокол устроен иначе. Сначала квир-человек, желающий получить французскую визу и убежище во Франции, обращается в некоммерческую организацию, которая может привлечь вниимание посольства к конкретному кейсу. Организация отправляет письмо в посольство и одновременно ищет принимающую организацию во Франции, которая может „поручиться“ за человека и помочь ему с получением убежища. Чтобы посольство выдало визу и разрешило квир-персоне въезд, оно должно быть уверенным, что по приезде персона получит помощь и сопровождение. Поэтому важно обеспечить контакт между НКО в принимающей стране и стране выезда».
«Мне сказали принести фотографии, заполненную анкету и письмо от принимающей организации, — продолжает рассказ Аделина. — Ничего из этого я бы сделать сама не успела, знакомые мне помогли составить кейс и найти принимающую организацию во Франции. Тогда я жила в двух часах езды от Еревана, пришлось уехать в город тем же днем. Рано утром я распечатала анкету и сделала фотографии.
У посольства было много людей. Всем назначили прием на одно время и просто вызывали по очереди поименно. Меня вызвали по паспортному деднейму, а фамилию не назвали. Следить за этим может быть сложно, важно стоять рядом и внимательно слушать. Если вдруг вы забыли какие-то документы, их можно донести в тот же день. Я забыла сделать вторую копию анкеты, меня отпустили, сказав, что в течение пары часов нужно вернуться. Подать заявление на визу получилось быстро, буквально за пару часов. Это было в пятницу, а уже в следующий вторник я получила визу».
«Как показывает случай Аделины, индивидуальное обращение в посольство может принести плоды. Однако с уверенностью гарантировать этого нельзя. Все зависит не только от количества таких запросов (полагаю, обращение Аделины было единичным), но и от страны, где находится посольство. Кроме того, чтобы общаться с администрацией посольства напрямую, нужно быть стрессоустойчивым человеком с сильным кейсом. В других случаях лучше воспользоваться помощью некоммерческих организаций, помогающих беженцам», — прокомментировала сотрудница французской НКО.
Сейчас Аделина планирует переезд во Францию. Там девушка хочет получить убежище, выучить язык, а в будущем получить профессию диетолога — и остаться во Франции.